У вас вечеринка? Или праздничное мероприятие? Торжество? Или просто слишком тихо? Только мы можем сделать ваш праздник поистине звонким!                      Звоните нам, и мы вам ПОЗВОНИМ!!!

Образцовый ансамбль "Перезвон"

Воскресенье, 05.05.2024, 14:19
Приветствую Вас Гость
Главная

Регистрация

Вход

RSS

Било


Би́ло — древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева или железа. Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Производимый звук служит сигналом для оповещения жителей населённого пункта о каком-либо событии: пожаре, нападении врага, смерти одного из жителей и т. п. Будучи увесистым куском металла может также применяться как орудие нападения или защиты. 

Грамматика: одно БИЛО, два БИЛА, три БИЛЫ, много БИЛ

Исторически сложилось, что оптимальная форма, которая позволила получить гармоничный и приятный для слуха звук – прямоугольная форма, имеющая пропорции иконы. Такая пропорция рождает консонирующее трёхзвучие, в результате которого пластина звучит одновременно тремя тонами одного наименования, но из разных октав. Это можно анализировать различными спектрографами, однако слушателю интереснее самому  чувствовать результат – удивительно гармоничное и продолжительное звучание, дающее потрясающее  благозвучие и красоту тембра. К такому уникальному акустическому эффекту – возникновению Троицы в звуке, как непременному условию благозвучия, включающему в себя не только музыкально-акустический, но и определённый духовный смысл, стремились все мастера, отливавшие колокола.

Если рассмотреть пластину размером 277х206 мм, то она даст звучание ноты до диез первой октавы и производит колебания с частотой 277 Герц. Для человеческого слуха такое звучание ограничивается единственной нотой. Это и есть основной тон, ядро данного звука. Однако одновременно с нотой До звучат и другие тона, которые называются «обертонами», или «гармониками». Хотя по большей части обертоны на слух неразличимы, каждый из них вносит собственный оттенок в общую окраску или тембр звучания пластины.

Музыкальные особенности пластины, то, как она прозвучит, зависят не только от правильности её геометрических размеров, но и от точного соблюдения пропорций металлов в сплаве и качества его изготовления. При одной и той же геометрии пластины высота звучания тонов может быть неодинакова из-за различий во внутренней кристаллической структуре сплава. Поэтому, с целью удаления скрытых дефектов (раковины, микротрещины), которые неизбежно образуются во время литья, заготовка из высококачественной бронзы тщательно прокатывается. Это позволяет упорядочить структуру металла и добиться высокого качества межкристаллических соединений.

Следующим этапом изготовления пластины является её правильная и точная настройка. В качестве метода воздействия на тоновую структуру звучания применяется изменение геометрии профиля пластины методом подточки, среза или высверливания отверстий в определённых местах, что позволяет получить строго определённое и точное звучание. Для акустически более точного звучания пластины и улучшения её тембровых характеристик выполняются срезы прямых углов пластины. Этим приёмом достигается, чтобы третий (по порядку, а также и уровню звукового давления) звук (тон) звукового спектра имел частоту в 1,5 раза выше основного тона, т.е. стал чистой квинтой. Для каждой пластины величина срезаемых углов рассчитывается индивидуально. Наличие чистой квинты является необходимым, когда предъявляются повышенные требования к качеству и точности звучания музыкального инструмента. Место выполнения среза, подточки или сверления определяется с учётом  многолетнего опыта и интуиции. Каждая пластина по-своему уникальна и неповторима, поэтому любая неточность при обработке способна нарушить протекающие в пластине сложные физико-акустические процессы, в результате чего столь желанное благозвучие может оказаться просто недостижимым. Затем находятся неподвижные «точки покоя» - это точки, которые не участвуют в колебательных процессах пластины. В этих «точках покоя» производится сверление и через них пластина с помощью мягких верёвочных подвесов крепится к перекладине. Вот почему каждая из бил уникальна и не существует ни одной похожей друг на друга. 

Только после выполнения всех перечисленных выше работ заготовка бронзовой пластины превращается в «било иконное» и становится способной в полной мере проявить исключительно высокое качество звучания и его рекордную продолжительность. Для сравнения - чистое время звучания лучших многотонных колоколов составляет около 30 секунд, а «било иконное» звучит в среднем в 4-5 раз дольше. Подобной «певучестью» не обладает ни один из музыкальных инструментов. При этом звук может распространяться на большие расстояния, не меняя своей частоты.

Так, более 20 лет назад, было создано уникальное акустическое явление – «поющая бронза». До этого момента бронза могла лишь «звенеть», но не «пела». В результате древний сигнальный инструмент превратился в совершенно новый музыкальный инструмент. Между ними существует огромная разница, но по-прежнему между собой их роднит лишь принцип - удар молоточком по подвешенному предмету.  

Литература:

  1. Википедия
  2. wikivox.ru
  3. ЗВОН В БИЛА — ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ НА РУСИ
  4. БАСОВОЕ БИЛО «ГОЛОС ДЕЛЬФИНА»

 

 

Категории раздела
Выступления [2]
Наши знаменательные выступления
Интервью [0]
Все наши общения по телевидению и радио
По сайту [1]
Информация связанная с данным сайтом
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Опечатка